Энди Уорхол. Шелкография как инструмент художника
Эта технология нанесения изображения на ткань через трафарет имеет не только промышленное значение. Многие известные художники двадцатого века охотно пользовались ею как методом творческого самовыражения.
Особое значение имела шелкография в творчестве ярчайшего представителя американского искусства, Энди Уорхола.
Шелкография как способ создания портрета
Кем он только не был — и продюсером, и дизайнером, и писателем, прославился и как коллекционер, и как издатель журналов, и даже как кинорежиссер. Но прежде всего он был художником, и его картины, не менее неоднозначные и скандальные, чем «Черный квадрат» Малевича, продолжают и по сей день считаться для одних людей шедеврами, а для других — поводом покрутить пальцем у виска.
Казалось бы, причем тут шелкография? В то время так называлась печать фотографий на эмульсированном холсте с помощью литографского камня. С помощью этой техники Энди Уорхолл в 1962 году наделал множество портретов знаменитостей — намеренно ухудшая качество печати, чтобы в итоге они имели сходство с дешевыми газетными репродукциями. Зачем? Неужели только лишь ради сиюминутного эффекта? Нет, у художника была совершенно определенная цель: он хотел разрушить иллюзии. Многократно повторяя оригинал, фактически приравнивая произведение искусства к ширпотребу, он добивался эффекта отстраненности произведения от личности автора.
И все-таки, несмотря на такой «тиражный» способ, эти работы были настоящими произведениями искусства — мало того, они стали сенсацией. Яркие, кричащие, экспрессивные портреты Элвиса Пресли, Мэрилин Монро, Мика Джаггера тут же стали культовыми объектами для поклонников поп-арта, несмотря на слова критиков о том, что эти работы — отражение пустоты, пошлости и примитивности всей американской массовой культуры тех лет. Эти «отражения пошлости», по замыслу самого автора совершенно отстраненные от автора, обладали таким мощным авторским обаянием, что тут же стали органичной частью массовой культуры. Парадоксально! Как и многое из творений Энди...
Шелкография в философии поп-арта
Он знал, что людям нравится кричащее и яркое, что им нравится видеть детали привычного окружения — и что они непременно обрадуются, например, картине, изображающей банку консервов, которые можно купить в ближайшем супермаркете. Собственно говоря, весь американский поп-арт пятидесятых-шестидесятых годов — это преподнесение населению на здоровенных полотнах совершенно обыденных предметов и символов. Почему изображение бутылки «Кока-колы» не может быть шедевром, если этот напиток пьют все, от бомжа до президента?
Вскоре Энди Уорхол решил, что шелкография — весьма полезная вещь. Ведь как иначе максимально быстро и дешево донести до широкой аудитории поклонников, растущей в геометрической прогрессии, его новые шедевральные работы? Круглый год по пятьдесят-шестьдесят копий — и поклонники довольны, и доход есть.
Не забывают шелкографию и трафареты и многие современные художники. Трафарет сейчас вообще в почете — и как средство дешевой рекламы прямо на асфальте, и среди художников по призванию, волею судьбы фундаментального художественного образования не получивших. Так что, возможно, в России скоро появится свой Энди Уорхол.